История Citroen
На главную autobrestkvn Вернуться на предыдущую

  ИСТОРИЯ УСПЕХА, ИМЯ   КОТОРОМУ - CITROЁN
Есть в истории автомобилестроения знаменитые имена, которые никого не оставляют равнодушными. Стоит лишь упомянуть имя Citroen, знатоки автомобилей сразу подберут нужные синонимы: смелый и авангардистский стиль инноваций, опережающих свое время.
Это единственная автомобильная марка, которой удалось в списке 10 самых знаменитых автомобилей ХХ века, разместить три (!!!) своих модели.
О фирме «Citroen» и ее влиянии на историю автомобиля нельзя рассказывать, не упомянув предварительно об ее создателе Андрэ Ситроене.


Андрэ Ситроен родился 5 февраля 1878 года в семье удачливого предпринимателя. Его отец был совладельцем предприятий, занимавшихся обработкой и продажей драгоценных камней. Но не отец учил Андрэ премудростям бизнеса. Когда будущему автомобилестроителю было всего шесть лет, Леви Ситроен покончил жизнь самоубийством. Впрочем, своей семье он оставил немало: огромное наследство плюс связи в финансовых и промышленных кругах Парижа.
В те времена сын обычно продолжал дело отца. Но Андрэ торговля не привлекала. В 1889 году он поступил в Политехническую школу и после ее окончания, в возрасте двадцати трех лет, начал работать в мастерских своих друзей братьев Эстенов, где производились детали для паровозов. В 1905 году Ситроен стал компаньоном Эстенов, вложив в дело все полученное от родителей наследство. Он наладил на заводе выпуск зубчатых колес (шестерен) – гораздо совершеннее тех, что делали конкуренты. Сконструировал их никому не известный польский механик-самоучка. А Ситроен вовремя разглядел, что новая технология очень перспективна, и купил патент на ее использование. Очень быстро шестерни стали пользоваться спросом на международном рынке – в Лондоне, Брюсселе и даже Москве, что приносило владельцам фирмы огромные прибыли. Отсюда берет начало и эмблема компании в виде перевернутых букв “V”, которые схематически обозначают конические шестерни. Во Франции эту эмблему называют “двойной шеврон”. Ситроен выполнял на заводе обязанности технического и коммерческого директора и вскоре он перестал иметь конкурентов. Имя молодого предпринимателя стало легендой и помогло ему в 1908 году занять место технического директора на зарекомендовавшем себя автомобильном заводе Могs.
Ситроен и здесь развил бурную деятельность: привлек к работе свежие умы, модернизировал конструкцию выпускаемых автомобилей и предложил снизить цены на них. Успех пришел незамедлительно. Продажи резко увеличились.
Во время первой мировой войны Ситроен снова доказал свои способности. Он поставил свой предпринимательский талант на службу воюющей Франции и своим деловым амбициям. Видя, как плохо французская армия снабжается боеприпасами, он вступает в переговоры с военным министерством и предлагает в трехмесячный срок наладить масштабное производство снарядов. Армейскому начальству проект кажется невыполнимым. Однако Ситроен убедил государство заключить с ним контракт. Деньги на строительство нового завода он собрал довольно быстро: 20% сделки авансировало государство, другие недостающие средства удалось взять в кредит у друзей-промышленников, финансистов.
И в считанные месяцы буквально на пустом месте, на парижской набережной Жавель, возникают заводы по массовому производству оружия, выпускающие больше снарядов, чем все остальные предприятия страны вместе взятые. Сам Ситроен объясняет свои успехи всего одним словом: ОРГАНИЗАЦИЯ.

Еще в разгар боевых действий Андрэ Ситроен заказал инженерам чертежи автомобиля, который впоследствии получил его имя. И вот, после войны, когда смолкли пушки, у него было все, чтобы организовать и развернуть собственное автомобильное производство: опыт, высококвалифицированная команда, производственные помещения, где раньше выпускались снаряды, и огромные финансовые средства, заработанные на военных заказах.
Он однажды посетил Америку, где на заводах Форда познакомился с американскими методами производства автомобилей и в 1919 году, совместно с конструктором Жюльеном Саломоном, создателем имевшего успех автомобиля Le Zebre, приступил к выпуску автомобилей на бывшем оружейном заводе на набережной Жавель. Он стремился к ежедневному выпуску 100 автомобилей.
В отличие от своих европейских конкурентов, Ситроен построил производство по американскому принципу, начав с выпуска одной-единственной модели. В тот момент его основной целью было превращение автомобиля из недоступной «диковинки» в массовый товар. Малолитражки, предлагаемые потребителям по низкой цене, расходились, как горячие пирожки. Постепенно модельный ряд расширился, и за первые десять лет работы компания увеличила выпуск машин почти в 50 раз. Первой моделью был тип А («Citroen А»)с двигателем объемом 1,3 литра и мощностью 7,4 кВт (10 л. с.), выпущенная в мае 1919 года. Андре Ситроену был тогда 41 год. В день выпускалось сто единиц, что для тогдашнего уровня производства автомобилей во Франции казалось невероятным.
В тайне от всех Андре Ситроен разбирал на своем заводе такие известные американские автомобили, как “Бьюик”, “Нэш”, “Студебекер”, и изучал на них возможные методы серийного производства. Фактически его “Citroen А” стал одновременно и первым серийно производимым автомобилем в Европе.
За четыре года производство достигло трехсот автомобилей в день. Тогда же Ситроен выступил с новым, "народным" автомобилем 5 СV, получившим название "Trefle" (трилистник).
Ситроен также первым задумался о возможностях дальновидной рекламы. Дело том, что в 1925 году Ситроеном было выпущено более 60 тыс. машин, а в 1929 – почти 100 тыс. Такие высокие результаты позволили Ситроену выйти на первое место по объемам производства во Франции, а затем и в Европе. Но произвести товар – это еще не все. Его еще нужно продать. И, чтобы привлечь будущих потребителей, Ситроен разработал грандиозную систему рекламы своих машин и своего имени, ставшего автомобильной маркой.
Его фирма наладила выпуск игрушечных «ситроенят», в точности повторявших большие машины для взрослых.
Чтобы фирменный знак заводов Ситроена постоянно был перед глазами водителей, по всей Франции были установлены указатели и дорожные знаки, увенчанные «двойным шевроном».
Ради привлечения потенциальных клиентов устраивались так называемые «рекламные пробеги» по отдаленным районам Франции. По пути следования автомобилей специалисты компании рассказывали через громкоговорители об особенностях той или иной модели «Ситроена». Слова подкреплялись броскими афишами, плакатами, занимательными викторинами и лотереями, которые организовывались во время стоянок. В результате от 3% до 15% посетителей выставок «на колесах» уезжали домой на собственных авто.
Демонстрацию товаров Ситроен вообще считает лучшей рекламой. «Выставки – самое эффективное и наименее дорогое средство рекламы. Ни один из самых замысловатых рекламных приемов не может сравниться с демонстрацией продукции. Впечатление от увиденного своими глазами намного богаче того, которое оставляют несколько строчек в газете», – считал бизнесмен. На рекламу Ситроен никогда не жалел денег. Так, в 1929 году он построил автомагазин, фасадом которого служила сплошная стеклянная витрина высотой в 21 м и шириной в 10 м. Через эту прозрачную стену, на которую ушло 19 тонн стекла, можно было прямо с улицы увидеть множество машин, расставленных на шести ярусах. Затем он основал собственную страховую компанию и учредил собственные - желтые и голубые - дорожные знаки.
Как-то, прослышав об одном английском летчике, умеющем выводить на небесном фоне буквы с помощью оставляемого самолетом белого следа, Ситроен загорелся идеей нарисовать на небе свое собственное имя. Трюк был исполнен: в небе появились четырехсотметровые буквы фамилии предпринимателя, растянувшиеся почти на пять километров. Через несколько минут надпись, на изготовление которой были потрачены громадные деньги, растворилась в воздухе. Но какой эффект! Кульминацией рекламных исканий автопромышленника, подкрепляемых его личным тщеславием, стал проект «Эйфелева башня «в огне»». Установив на башне 125 тыс. электрических лампочек, компания Ситроена подарила современникам незабываемое зрелище. Одно за другим на башне вспыхивали десять изображений: силуэт Эйфелевой башни, звездный дождь, полет комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и, наконец, фамилия Ситроен.
Андре Ситроен одним из первых поверил в международное предназначение автомобиля и подкреплял свою веру участием в самых авантюрных предприятиях типа марафонской гонки по Сахаре или не менее трудного автопробега по Азии.
На модели В2 мощностью 14,8 кВт (20 л. с.) с полугусеничной ходовой частью впервые удалось проложить путь через пустыню Сахару, а на модели С4 - проехать Среднюю Азию и впоследствии Арктическую часть Канады.
Своим заказчикам Ситроен посылал граммофонные пластинки с записью рекламы своих автомобилей. Экономический кризис в начале 30-х годов послужил причиной упадка деятельности Ситроена. В 1933 году Ситроен решил полностью перестроить заводы на набережной Жавель. Израсходовав огромные средства, он осуществил реконструкцию в рекордно короткий срок – всего за 5 месяцев. На предприятии общей площадью в 55 тыс. кв. м была размещена гигантская непрерывная поточная линия производительностью 1000 машин в день. Столько в то время потреблял весь французский автомобильный рынок.
Но овладевшая Ситроеном гигантомания, в конечном счете, обернулась против него. Ахиллесовой пятой бизнесмена всегда была финансовая сторона дела. Он всегда жил долгами, привлекая огромные инвестиции под свои рискованные проекты. Его потребности в деньгах постоянно опережали его финансовые возможности. Заплатить за риск пришлось в 1934 году, на излете мирового экономического кризиса. Кредиторы отказали Ситроену в новых ссудах, а падение спроса на автомобили лишило его возможности выкрутиться за счет собственных средств. После нескольких попыток найти источники финансирования, Ситроен вынужден был объявить себя банкротом. 60% акций фирмы получил тогда концерн резиновых изделий Michelin. Ситроен не дожил до успеха нового революционного проекта с передним приводом, концепции которого фирма осталась верна по сей день. Он умер в марте1935 года. Его скоропостижную кончину французские газеты объясняли тремя причинами: «Г-н Ситроен умер от неизлечимой болезни.
Вполне возможно, что его уход из жизни ускорили обрушившиеся на него финансовые трудности. Возможно, роль в этом сыграла и смерть дочери».
Однако то, что бизнесмен сделал за 20 лет, навсегда увековечило его имя. Оно по-прежнему украшает автомобили, выпускаемые под одной из самых известных мировых марок. «Если замысел хорош, цена не имеет никакого значения», – говорил Андрэ Ситроен.


Много достижений и побед в истории компании CITROEN и ее знаменитых моделях. Но из песни слова не выкинешь – после почти 50 лет триумфа на автомобильном Олимпе компании Citroen пришлось пережить и досадный период спада.
Люди старшего поколения, интересующиеся автомобилями, наверняка помнят те времена, когда первое место среди французских автомобилестроителей занимал именно Citroen. Peugeot и Renault не дано было обогнать эту марку, как не дано было подняться над обыденностью традиционных моделей. Citroen же для своих автомобилей не скупился ни на передовые технологии, ни на оригинальный дизайн. Это были поистине достойные автомобили. В то время, кстати, ни одному из французских президентов не могла в голову прийти идея – ездить на чем-нибудь другом, кроме моделей Citroen DS или SM.
Но больших доходов экстравагантность не приносила. К середине 70-х годов на фоне разразившегося нефтяного кризиса оригинальные, но потребляющие много топлива модели Citroen стали плохо продаваться; и компания была вынуждена «стать как все», надолго утратив при этом свой имидж смелого новатора. В 1974 году чисто прагматические соображения послужили причиной для ее объединения с Peugeot. Благодаря этому союзу Citroen, конечно, спас себе жизнь, но практически полностью утратил свою индивидуальность. Лишь к началу 90-х годов, когда в автомобильный мир вернулась мода на оригинальность, Citroen, как один из основоположников экстравагантного и оригинального стиля, смело ринулся в бой. Кардинально же положение дел изменилось в 1997 году, с приходом на пост генерального директора концерна Жана-Мартина Фольца, который решил “оздоровить” финансовую сторону предприятия, направив все силы на творческую конструкторскую деятельность, чтобы внести максимальное количество различий в автомобили двух представляемых концерном марок. Для Citroen подобное решение стало поистине началом возрождения.


За последние годы модельная гамма автомобилей Citroen полностью обновилась. Абсолютно все модели получили новый стильный дизайн и усовершенствованные технические характеристики, что позволило концерну Citroen добиться постоянного и динамичного роста продаж: на 52% за последние пять лет!
В 2000 году Citroen превзошел свой собственный рекорд продаж за всю историю своего существования, продав более 1 миллиона автомобилей. И это не предел, поскольку динамичные показатели прироста продаж сохранились и сейчас, несмотря на тот факт, что общемировой спрос на автомобили в течение последних лет постоянно сокращается. Журнал Forbes назвал главу концерна PSA Жана-Матрина Фольца бизнесменом года 2001 года, отметив его умение правильно расставив приоритеты, в кратчайшие сроки восстановить доходность предприятия и вывести его прибыльность на высокие показатели. В 2002 году уже более 1.312.000 покупателей сели за руль новых автомобилей с двойным шевроном.


По материалам сайта www.ufro.narod.ru    Огромное спасибо Юрию Фролову!
Copyright © KVN (Valeri N.Kravchuk)  2004-2019 Brest   http://autobrestkvn.narod.ru   All Rights Reserved
Idea, Design, Web-programming, Support: KVN Web Design     E-mail   Hosting: Yandex.ru
Используются технологии uCoz