|
Экстремальное вождение. Уроки профессионалов. |
Немного физики Пожалуй наша страна - это оптимальный полигон для проведения ресурсных испытаний автомобилей
Практически все дороги изобилуют колдобинами, и неумелую езду приходится компенсировать посещениями автосервиса. Семейный бюджет плачет!
Может быть, в далеком будущем водители будут лишены удовольствия проходить ежедневную тренировку по автомобильному слалому.
Но на ближайшие годы прогноз неутешителен - денег на ремонт и строительство дорог хронически не хватает. Так что нужно учиться правильно переезжать выбоины.
Забыть про тормоз
Конечно, по неровной дороге лучше ехать медленно с постоянной тягой: машина сама переползает через все ямки и бугорки.
Грузовики и внедорожники чувствуют себя лучше - колесо большого диаметра смягчает удары. Но порой случается, что препятствие оказалось неожиданным и скорость явно высока:
есть возможность проявить водительское мастерство. Но водитель интуитивно совершает самую распространенную ошибку - резко тормозит. При этом передние пружины
сжимаются, и на управляемых колесах оказывается порядка 60% всего веса автомобиля. Он, бедный, не имея возможности смягчить удар, со всего маху вваливается в колдобину и получает нокдаун.
При повороте еще хуже. Вес машины перераспределяется на колеса, идущие по большому радиусу. Если на пути колеса окажется препятствие, то в лучшем случае это чревато ремонтом.
Так что первое, что необходимо сделать, - стараться не тормозить и обеспечить пружинам и амортизаторам возможность полноценно выполнять свою работу.
Двумя ногами
Теперь поговорим о методе "газ-тормоз". Например, левое переднее колесо наезжает на выступающий люк. Опытные водители в таких случаях нажимают на педаль газа
и ем самым разгружают подвеску. Одновременно слегка поворачивают руль влево (в сторону препятствия) - вес машиныпереносится на правое колесо.
если же впереди глубокая яма, то перед препятствием стоит левой ногой резко нажать на педаль тормоза, а газ не сбрасывать. Пружины
сожмутся и разожмутся, поднимая переднюю ось ввth[? в результате такого подбрасывания половина машины будет уже на другом краю ямы. Поднять в воздух
задние колеса невозможно, но смягчить удар все же по силам: достаточно резко отпустить педаль газа. Возникает тормозящий момент на ведущих
колесах (передних или задних - в зависимости от привода машины), вес авто смещается вперед, тем самым "сглаживая" удар задних о края ямы.
С буграми обращаемся аналогичным образом, с той лишь разницей, что нужно вызвать более сильную обратную реакцию. Нажать на тормоз перед самым препятствием
, дожать и отпустить - вызвать так называемый клевок, за счет котороно машина легко взлетит на препятствие. Если же впереди целая серия канал и бугров
, то дорогу нужно "крестить" - пересекать их наискосок. Чем меньше угол прохождения, тем лучше. В таком случае машина переваливается,
как утка, то на одни колеса, то на другие.
Не навреди
Изучать приемы вождения лучше на пустой проселочной дороге: в городе такая учеба может привести к аварии. А кузовной ремонт чаще всего гораздо дороже восстановления ходовой.
А.Жихарев Автомир
|
|